Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечитель­ством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в свя­зи с установлением над ними опеки (попечительства). Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находя­щихся под опекой (попечительством), должно служить допол­нительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним прожива­ние; б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их челове­ческого достоинства; в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; г) сохранение права соб­ственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя); е) обладание правами, предусмотренны­ми ст. 55 и 57 СК (то есть право на общение с родителями и другими родственниками; право выражать свое мнение).

Рассмотрим подробнее перечисленные права детей, нахо­дящихся под опекой (попечительством).

Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его сто­роны и совместное с ним проживание основано на закреплен­ном в СК праве ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК) и соответствует положениям гражданского законодатель­ства о месте жительства несовершеннолетних детей, находя­щихся под опекой или попечительством (ст. 20 и п. 2 ст. 36 ГК). В частности, п. 2 ст. 20 ГК предусматривает, что местом жи­тельства несовершеннолетних, не достигших возраста четыр­надцати лет, признается место жительства их законных пред­ставителей – опекунов, а п. 2 ст. 36 ГК обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних проживать совместно со сво­ими подопечными. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечи­тель) не имеет возможности в силу уважительных причин (бо­лезнь, длительная командировка, необходимость ухода за боль­ным родственником и т. п.) лично воспитывать ребенка, он име­ет право на временное помещение подопечного ребенка в со­ответствующее воспитательное учреждение

Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки или попечительства могут быть достигнуты, как прави­ло, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попе­чителем), то есть в условиях их постоянного общения и контак­та. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечите­ля) (п. 2 ст. 8 Закона “О дополнительных гарантиях по социаль­ной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей”)*. Причем последующее их снятие с регистрационного учета по месту пребывания возможно только с разрешения орга­на опеки и попечительства. Законом (п. 2 ст. 36 ГК) допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попе­чительства и при условии, что это не отразится неблагоприят­но на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

‘               *См. также: п. 28 Правил регистрации граждан РФ по месту жительства.

Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со сто­роны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает необходимость удовлетво­рения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одеж­да, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т. п.).

С совместным проживанием с опекуном (попечителем) в не­малой степени связана и реализация права ребенка на обеспече­ние ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного разви­тия (ст. 54, 63 СК). Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты без неукоснительного соблюдения прин­ципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с детьми.

Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п. 1 ст. 36) обязанностью опекунов (попечи­телей) заботиться о содержании своих подопечных. Для испол­нения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без пред­варительного разрешения органа опеки и попечительства про­изводить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопеч­ному в качестве его дохода (п. 3 ст. 37 ГК). Таким образом, распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспе­чивает ему необходимые условия для содержания. В свою оче­редь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без по­печения родителей, и тем самым создает необходимые усло­вия для их содержания.

К источникам средств существования несовершеннолетних подопечных относятся: а) ежемесячные денежные средства, выплачиваемые государством на содержание опекаемых детей. Причем в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей” (с изменениями и дополнениями) на детей, находящих­ся под опекой (попечительством), распространены нормы ма­териального обеспечения и льготы, установленные законодатель­ством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, находящихся в воспитательных учреждениях; б) ежеме­сячные пособия, выплачиваемые в РФ гражданам, имеющим детей, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (с последующими изменениями и дополнениями)*,- в тех случа­ях, когда оснований для выплаты ежемесячных денежных средств на подопечного нет; в) доходы от управления имуще­ством несовершеннолетних подопечных (проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т. п.); г) алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся де­тям, находящимся под опекой (попечительством).

‘               *СЗ РФ: 1995. № 21. Ст. 1929; № 48. Ст. 4566; 1996. № 26. Ст. 3028; № 49. Ст. 5489; 1997. № 1. Ст. З.

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. При этом алименты на детей взыскиваются с родителей в общем порядке в соответствии со ст. 81-83 СК и выплачиваются опе­куну или попечителю.

Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), мо­гут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю по­тери кормильца, пенсия по инвалидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; социальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей*.

* См. также: Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 23 июня 1995 г. № 1-6-У “О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном обеспечении” // БНА РФ. 1995. № 10.

Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством слу­чаях. Так, пособия выплачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профес­сиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенно­го органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной про­тивопожарной службы; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; лиц, привлекаемых к выполнению спе­циальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не входящих в круг их служебных обя­занностей, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях.

Пенсии и пособия, причитающиеся подопечным, получа­ют согласно п. 2 ст. 60 СК их опекуны (попечители), как закон­ные представители.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться и иные государственные пособия, по­лагающиеся гражданам, имеющим детей. В этой связи опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребен­ка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения им возраста по­лутора лет. Для назначения и выплаты указанных пособий опе­куном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки*. Кроме того, опекун или попе­читель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взя­того под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учаще­гося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет. Причем данное пособие назначается и выплачивается не­зависимо от получения на подопечного ребенка пенсии по слу­чаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Исключением являются только денежные средства, специально выплачиваемые на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 “О не­отложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (с изменениями и допол­нениями). То есть ежемесячное пособие на ребенка опекуну (по­печителю) не назначается, а выплата ранее назначенного посо­бия приостанавливается, если опекуны (попечители) получают денежные средства на содержание подопечного. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается по мес­ту службы опекуна (попечителя) или в органы социальной защи­ты населения по месту жительства опекуна (попечителя), с ко­торым проживает ребенок. К заявлению обязательно прилагает­ся выписка из решения органа местного самоуправления об ус­тановлении над ребенком опеки (попечительства)**.

* См.: п. 19, 22, 25 Положения о порядке назначения и выплаты государ­ственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постанов­лением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3628; 1996. № 6. Ст. 568; № 39. Ст. 1092; 1997. № 8. Ст. 950; № 36. Ст. 4174.

** См.: п. 37-38, 47-50 Положения о порядке назначения и выплаты госу­дарственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного поста­новлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3628; 1996. № 6. Ст. 568; № 39. Ст. 1092; 1997. № 8. Ст. 950; № 36. Ст. 4174.

Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обес­печение ему условий для получения образованияосновано на тре­бованиях ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ и ст. 19 (п. 3-4) Закона об образовании об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка. Это право конкретизируется федеральным законодательством. В частности, п. 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650*, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального про­фессионального образования на основе полного государственно­го обеспечения. В качестве дополнительной гарантии обеспече­ния права этих детей на получение образования введено прави­ло, в соответствии с которым решение об исключении детей дан­ной категории из общеобразовательных учреждений может при­ниматься только с согласия органов опеки и попечительства**.

* СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 864.

** См.: ч. 3 п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1058 и от 15 января 1997 г. № 38 // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2221; № 38. Ст. 4430; 1997. № 3 Ст. 395

Опекун (попечитель) должен обеспечить реализацию несо­вершеннолетним права на получение основного общего обра­зования, соблюдая при этом требования п. 1 ст. 150 СК об обя­зательном учете мнения ребенка при выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Отдельно в ст. 148 СК выделено право ребенка, находяще­гося под опекой (попечительством), на сохранение права соб­ственности на жилое помещение или права пользования жи­лым помещением. Собственником жилого помещения (кварти­ра, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, нахо­дящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение обусловлено положе­ниями гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК; ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ре­бенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое поме­щение.

Граждане – собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, в том числе вправе продавать, дарить, сдавать в аренду эти по­мещения, а также совершать с ними иные сделки, не проти­воречащие законодательству. Однако несовершеннолетний по­допечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением. Необходимо предварительное разреше­ние органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых явля­ются дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 37 ГК).

Требование законодательства о необходимости предвари­тельного разрешения органа опеки и попечительства на совер­шение сделок в отношении приватизированных жилых поме­щений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется так­же на жилые помещения, в которых несовершеннолетние вре­менно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанима­телем права (п. 4 ст. 8 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей”).

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жи­лом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). В случае смерти родите­лей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руково­дители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные закон­ные представители несовершеннолетних в течение трех меся­цев оформляют договор передачи жилого помещения в соб­ственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собствен­ность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнад­цати лет, оформляются по заявлениям их законных предста­вителей с предварительного разрешения органов опеки и попе­чительства или при

необходимости по инициативе таких орга­нов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попе­чительства. Финансирование расходов на оформление догово­ра передачи в собственность жилого помещения, в котором про­живают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 5 ст. 8 Закона “О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей”, в ред. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ; ст. 2 Закона о при­ватизации жилищного фонда в РФ).

В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечи­тельством), не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей, они имеют право получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. За­кон “О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (п. 1 ст. 8), уточняя это правило, устанавливает, что органы ис­полнительной власти по месту жительства обязаны предоста­вить таким детям жилое помещение, равноценное ранее зани­маемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В целях обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников (п. 6 ст. 8 Зако­на “О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”).

Не исключены случаи, когда дети лишаются в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не только жи­лья, но и родителей. Тогда в интересах детей, находящихся под опекой (попечительством), государственные жилищные серти­фикаты на приобретение жилья могут быть выданы их опеку­нам, попечителям*.

См.: п. 5 Порядка и условий выдачи государственных жилищных серти­фикатов, утвержденного Министерством РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ 10 июля 1995 г. // БНА РФ. 1995. № 10.

Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупот­реблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст. 148 СК повторяет положения п. 2 ст. 56 СК, предусматрива­ющей право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и закон­ных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом. В суд ребенок вправе само­стоятельно обратиться после достижения возраста четырнадца­ти лет. Основанием для принятия органом опеки и попечитель­ства необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного ребенка может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с ребенком, расходова­ние средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на лич­ные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных ис­точников (в том числе сообщений должностных лиц и граждан). Причем при подтверждении фактов злоупотребления со сторо­ны опекуна (попечителя) последний может быть отстранен от исполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родите­лями, если они не лишены родительских прав, и другими род­ственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подо­печным детям возможность осуществления этого права. Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попе­читель) может разрешить ребенку с ними общаться при усло­вии, что такое общение не противоречит интересам ребенка (ст. 75 СК). Подопечный ребенок также вправе выражать свое мнение при решении опекуном (попечителем) любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбиратель­ства. Причем учет мнения подопечного ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57 СК). А в некоторых слу­чаях (изменение имени и (или) фамилии ребенка; восстановле­ние родителей в родительских правах; усыновление; передача в приемную семью) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия подопечного ребен­ка, если он достиг возраста десяти лет (ст. 59, 72, 132, 154 СК).

Федеральным законодательством для детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот. Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные об­разовательные учреждения*. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат** и в кадетскую школу***.

* См.: п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учрежде­нии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2694.

** См.: п. 27 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671.

*** См.: п. 24 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427 // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5411.

На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение дис­пансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмот­ров за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 7 Зако­на “О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”);

б) предоставление бесплатных путевок в школьные и сту­денческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения (при наличии ме­дицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников (п. 2 ст. 7 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”);

в) гарантированное право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах соб­ственности, постоянного (бессрочного) пользования для веде­ния крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсоб­ного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуаль­ного жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родите­лями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса (п. 7 ст. 8 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”);

г) обеспечение обучающихся в образовательных учрежде­ниях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а так­же бесплатным проездом в период каникул к месту житель­ства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона “О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей”);

д) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер ко­торой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучаю­щихся в данном образовательном учреждении, а также выплата ста процентов заработной платы, начисленной в период произ­водственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”);

е) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учеб­ной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуще­ствляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соот­ветствующих бюджетов (п. 6. ст. 6 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей”).

Кроме того, согласно приложению к Положению о поряд­ке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опе­кой (попечительством), утвержденному приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. № 50*, им также предос­тавлено право на: а) бесплатное посещение кинотеатров, выс­тавок, музеев, спортивных сооружений; б) оплату (по нормам служебных командировок) в период каникул учащимся и сту­дентам вузов, средних специальных и профессионально-техни­ческих учебных заведений суточных расходов за время пребы­вания в пути к месту жительства семьи, где они ранее воспиты­вались; в) выплату денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовре­менного денежного пособия в сумме двух минимальных разме­ров оплаты труда при трудоустройстве (приложение № 4 к по­становлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 “О неотложных мерах по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (с из­менениями и дополнениями); г) освобождение от платы за обу­чение в спортивных и музыкальных школах, школах искусств.

* БНА РФ. 1993.№ 6.

Таков примерный перечень прав и льгот, предоставлен­ных федеральным законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством). Законами субъектов Российской Фе­дерации положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены.

Права детей, оставшихся без попечения родителей и на­ходящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреж­дениях и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся е воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях соци­альной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 149 СК дети, утратившие ро­дительское попечение и находящиеся в одном из перечислен­ных учреждений, имеют право: а) на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человечес­кого достоинства, обеспечение их интересов; б) на причитаю­щиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; в) на сохранение права собственности на жилое по­мещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения – на получение жилого поме­щения в соответствии с жилищным законодательством; г) льго­ты при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях; д) на общение с родителями и другими родственниками, на за­щиту, на выражение своего мнения (ст. 55-57 СК).

Среди этих прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обес­печение их интересов. Это право носит комплексный характер, и его суть раскрывается и конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где установлено, что воспитанники учреждения имеют гарантированное право на: а) бесплатное содержание; б) получение общего образова­ния (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; в) защиту своих прав и интересов; г) уважение человеческого достоинства; д) свободу совести и информации; е) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном об­щении; ж) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; з) развитие своих творческих способностей и интересов; и) получение квалификационной по­мощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; к) отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и ка­никулярные дни. Права воспитанников закрепляются также и уставом конкретного воспитательного учреждения.

Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательном уч­реждении осуществляется на основе полного государственно­го обеспечения. Этот важный принцип законодательно закреп­лен в ст. 147 СК, п. 9 ст. 50 Закона об образовании и в Законе “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

В соответствии со ст. 1 Закона “О дополнительных гаран­тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” под полным государственным обес­печением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном уч­реждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одеж­ды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинс­кого обслуживания.

Непосредственно нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и другим необходимым оборудова­нием, а также расходов на культурно-массовую работу, при­обретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гиги­ены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника воспита­тельного учреждения (независимо от его типа и ведомствен­ной принадлежности) установлены приложениями №№ 1-3 к постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей” (с изменениями и дополнениями).

Организация обучения и воспитания в воспитательном уч­реждении строится в соответствии с учебным планом, разраба­тываемым учреждением самостоятельно с учетом индивидуаль­ных особенностей воспитанников. При этом режим дня, обеспе­чивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания вос­питанников в учреждении. Количество общеобразовательных классов в воспитательном учреждении зависит от условий, со­зданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). При этом в воспитательном учреждении, где дети не только прожи­вают, но и обучаются, наполняемость классов не должна пре­вышать двадцати человек. В воспитательном учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения пси­холого-медико-педагогической консультации.

Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (раз­решения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприяти­ях, в учреждениях и организациях с использованием различ­ных форм самодеятельных объединений воспитанников.

Не допускаются принуждение воспитанников к вступле­нию в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях*.

* См.: п. 14-21 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действу­ющие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях. Дети дошколь­ного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошколь­ным образовательным учреждением и воспитательным учреж­дением.

Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (ст. 1, 7 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”). Медицинское обслуживание воспитан­ников включает наблюдение медицинскими работниками за со­стоянием здоровья, физическим и нервно-психическим разви­тием воспитанников, оказание им медицинской помощи; орга­низацию и проведение два раза в год углубленных медицинс­ких осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противо­эпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом со­стояния их здоровья; работу с воспитанниками по гигиеничес­кому воспитанию, пропаганду санитарно-просветительных зна­ний*.

* См.: п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация детьми, находящимися в воспитательных уч­реждениях, своего права на содержание, воспитание, образо­вание, всестороннее развитие, во многом зависит от персона­ла учреждения, от создания им благоприятных условий, при­ближенных к домашним. Поэтому особое внимание уделяется подбору в воспитательное учреждение работников, способных выполнять обязанности по воспитанию и образованию детей-сирот по уровню своей профессионально-педагогической ква­лификации. К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления*.

* См.: п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право детей, находящихся в воспитательных учреждени­ях, на сохранение за ними права собственности на принадлежа­щее им жилое помещение или права пользования жилым поме­щением, полностью соответствует по своему содержанию ана­логичному праву детей, находящихся под опекой или попечи­тельством. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей” данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в воспитательном уч­реждении, но и в последующем – на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на пе­риод нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По окончании срока пребывания в воспитательном учреж­дении дети, оставшиеся без попечения родителей и не имею­щие закрепленных помещений, вправе получить вне очереди жилье по договору социального найма, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению и жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 2 ст. 37 ЖК)*. При этом жилое помещение должно предос­тавляться детям, утратившим родительское попечение, вне очереди органами исполнительной власти (но только однократно) по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по ме­сту регистрации их рождения, или по месту последнего про­живания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за предела­ми территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фон­да выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, может предоставляться без­возвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ (п. 1, 3 ст. 8 Закона “О допол­нительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей”).

* См. также: п. 31 Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 г. № 95 // Ведомости Московской городской Думы. 1998. № 2.

Перечисленные положения законодательства о жилищных правах детей, оставшихся без попечения родителей и находя­щихся в воспитательных и иных учреждениях, не всегда испол­няются на практике жилищными органами, органами управле­ния образованием и администрацией этих учреждений*. Далеко не единичным явлением являются и факты противоправного завладения принадлежащего детям-сиротам жилья, в связи с чем защита законных прав детей должна осуществляться про­куратурой, другими государственными органами, а также орга­нами местного самоуправления. Например, в Москве осуществ­ление контроля за выделением жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на главу Управы района (лич­но или через подразделения администрации района)**.

* См.: Приказ Министерства образования РФ от 20 июля 1995 г. № 412 “О серьезных недостатках в деятельности органов образования по защите жилищных прав несовершеннолетних” // Вестник образования. 1995. № 8.

** См.: п. 67 Ст. 14 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 “О районной Управе в городе Москве” // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 1.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”* особо оговорено пра­во детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных по­печения родителей и проживающих в стационарных учрежде­ниях социального обслуживания, на обеспечение жилыми по­мещениями вне очереди по достижении совершеннолетия (если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусмат­ривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни). Обязанность по обеспечению жильем возложена (по выбору детей-инвалидов) на орга­ны местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства**.

* СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

** См.: п. 10 Ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

За детьми, оставшимися без попечения родителей и на­ходящимися в воспитательных учреждениях, как и за детьми, которым назначен опекун (попечитель), сохраняется право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие соци­альные выплаты. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, зачисляются на счета воспитательных учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК). Учреждения вправе помещать эти суммы в банки. Пятьдесят процентов доходов от обращения поступивших сумм алиментов используются на содержание всех детей, находящихся в этих учреждениях. При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ре­бенка в отделении Сберегательного банка Российской Федера­ции. Причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия, установленная для детей, потерявших родителей (в случае отсутствия документов, под­тверждающих трудовой стаж родителей), перечисляется на лич­ный счет ребенка (в размере пятидесяти процентов пенсии – детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одино­кой матери и в размере двадцати пяти процентов пенсии – другим детям)*. На период нахождения детей в детских учреж­дениях на полном государственном обеспечении разница между назначенной и полагающейся к выплате пенсией детям пе­речисляется на счета этих учреждений**.

* См.: Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 23 июня 1995 г. № 1-6-У “О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном обеспечении” // БНА РФ. 1995. № 10.

** См.: Cт. 73 Закона о государственных пенсиях в РФ, в ред. Закона РФ oт 6 февраля 1992 г. № 2294-I и Федерального закона or 20 декабря 1995 г №206-ФЗ//Ведомости  РФ 1992 №11.Ст. 531; СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5114; Порядок перечисления разницы в пенсии изложен в Разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 18 сентября 1997 г № 7, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 сентября 1997 г. № 46 // БНА. 1997. № 23.

Если право на пенсию, пособие у несовершеннолетнего подопечного возникло в период пребывания в воспитательном учреждении (или до устройства ребенка в учреждение пенсия и пособие не были еще назначены), администрация этого уч­реждения обязана оформить необходимые документы для их назначения.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящие­ся в воспитательных и иных учреждениях, обладают в соот­ветствии с п. 2 ст. 149 СК также правом на общение с родите­лями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту сво­их прав и интересов, в частности, путем самостоятельного об­ращения в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд (ст. 56 СК); на выражение собственного мнения (ст. 57 СК).

Со своей стороны воспитанники соответствующих воспи­тательных и иных учреждений обязаны выполнять устав, пра­вила внутреннего распорядка учреждения, бережно относить­ся к имуществу, уважать честь и достоинство других воспи­танников и работников.

В п. 1 ст. 149 СК закреплено право выпускников воспита­тельных учреждений на льготы при трудоустройстве,пре­дусмотренные законодательством о труде. Под выпускниками учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном госу­дарственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 За­кона о дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Ста­тьей 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 182-ФЗ)* предусмотрено, что работодатель обязан прини­мать на работу лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в со­циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в том числе выпускников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), направляемых органа­ми государственной службы занятости в порядке трудоустрой­ства, в счет квоты, устанавливаемой органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправле­ния. Важно, что отказ в приеме на работу выпускников детс­ких домов в счет установленной квоты запрещается и может быть обжалован ими в суд.

* СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4564.

Органы местного самоуправления устанавливают предпри­ятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм соб­ственности) квоты (минимальное количество рабочих мест) для приема на работу молодежи из числа детей-сирот и детей, ли­шенных попечения родителей*. Вопрос об этом решается по со­гласованию с работодателями на основе договора, заключаемо­го ежегодно между органами местного самоуправления и ра­ботодателями с привлечением территориального органа госу­дарственной службы занятости населения. Рабочие места для трудоустройства выпускников воспитательных учреждений со­здаются за счет средств работодателей, средств Государствен­ного фонда занятости населения РФ, территориального фонда социальной поддержки населения и других источников. Непос­редственно трудоустройство лиц данной категории в счет ус­тановленной квоты осуществляется по направлению террито­риального органа государственной службы занятости населе­ния с учетом предложений комиссий по делам несовершенно­летних и органов управления образованием. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабо­чие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 9 Зако­на “О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”). Дол­жностные лица, виновные в нарушении условий трудовых до­говоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражда­нами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 3 ст. 9 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей”).

* См.: Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 6 фев­раля 1995 г. № 9 // Бюллетень Министерства труда РФ. 1995. № 3.

Право на льготы по трудоустройству выпускников воспи­тательных учреждений закреплены также в законодательстве некоторых субъектов РФ*.

* См. напр.: Закон Красноярского края от 20 октября 1994 г. № 3-68 “О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях края для несовершеннолетних из категории сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей” // Красноярский рабочий. 1994. №213.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной при­годности с учетом состояния здоровья за счет средств Государ­ственного фонда занятости РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений со­циального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслужи­вания могут быть созданы специализированные рабочие места (п. 1 и 4 ст. 9 Закона “О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей”).

С 1 января 1998 г. вступила в силу норма, согласно кото­рой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди­телей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы заня­тости населения в статусе безработного, выплачивается посо­бие по безработице в течение шести месяцев в размере сред­него уровня заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автоном­ной области, автономном округе. Причем в течение указанного срока органы государственной службы занятости населения осу­ществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории (п. 5 ст. 9 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”).

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обяза­ны обеспечить за счет собственных средств необходимое про­фессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации (п. 6 ст. 9 Закона “О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей”).

При желании продолжить образование после окончания воспитательных учреждений их выпускникам как детям-сиро­там и детям, оставшимся без попечения родителей, предостав­ляются льготы в виде внеконкурсного приема (при условии успешной сдачи экзаменов) в государственные и муниципаль­ные образовательные учреждения среднего профессионально­го и высшего профессионального образования (п. 3 ст. 6 Зако­на об образовании).

Кроме того, дети-сироты мужского пола могут быть так­же зачислены без экзаменов (по результатам собеседования и медицинского обследования) в суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище или военно-музыкаль­ное училище*.

* См.: Ст. 19 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; п. 19 Положения о суворовских, нахимовских военно-морских училищах и кадетс­ких (морских кадетских) корпусах, утвержденного постановлением Прави­тельства РФ от 11 июня 1996 г. № 696 // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3135.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родите­лей, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего про­фессионального образования, в возрасте от восемнадцати лет до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окон­чания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей”).

В целях подтверждения и обеспечения возможности реа­лизации рассмотренных прав воспитаннику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске или переводе в другое воспитательное учреждение выдаются необходимые документы: свидетельство о рожде­нии (паспорт); справка о пребывании в учреждении; докумен­ты о состоянии здоровья; документ об образовании; докумен­ты, подтверждающие его право на имущество, денежные сред­ства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями; пенсионная и сберегательная книжки; исполнительный лист на взыскание алиментов; ценные бумаги и другие доку­менты, если таковые имелись в личном деле*.

* См.: п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.