Сотеринг

Сотеринг это часть ордерной концепции организационной куль­туры, в которой описываются теоретико-методологические основа­ния и технология работы с внутренним порядком социопсихологи­ческого ордера на уровнях личности лидера и управленческой команды.

Ордерный подход исходит из предположения, что ключом к организационно-культурному порядку является личность лидера орга­низации. Поэтому ордерная концепция и разработанные на ее базе технологии социопсихологического вмешательства наиболее адекватны для работы с организациями, соответствующими этому пред­положению, т. е. для работы с организациями, у которых есть лидер, обладающий властью и влиянием. Жесткая связь между эффективностью лидера и эффективнос­тью организации (или, в нашей терминологии, — влияние внутрен­него порядка на внешний) определяет логику дальнейшего выстра­ивания ордерной концепции, которая усматривает решение проблемы организационной эффективности через работу по повы­шению личной эффективности лидера организации. Сотеринг есть ордерная технология менеджерской терапии (или, в терминологии К.-Г. Юнга, психотерапия власти), рассматрива­ющая внутренний порядок личности в качестве инструмента влия­ния на внешний порядок организации. Термин «сотеринг» введен для обозначения ордерной психо­терапевтической практики в 1997 г.

Слово «сотеринг» — соединение греческого soter (спаситель) и английского «ингового» окончания, акцентирующего внимание на процессе. В «Словаре Античности» значение слова «сотер» рас­крывается так: «…эпитет богов-избавителей: Аскления, Сабазия, Сараписа, Диоскуров, а также Зевса (после того, как он был отождеств­лен с Сабазием и Сараписом. “Сотером” называли и Митру, и Бога в греческом переводе Ветхого Завета. Затем слово “сотер” стало почетным титулом знатных граждан полиса, царей-диаходов и римско­го императора. Культ властелина содержит идею о том, чтоцарьявля-ется в мир, дабы спасти его. Новый Завет именует Сотером Иисуса Христа, ибо Он знаменует собой начало новой эры». Разъяснение слов «сотериология» и «сотериологический» можно найти в работах М. Элиаде «Сотериология (от греч. “спаситель”). В Ведах (пантеон Ригведы) —учение о духовном спасении, конечном освобождении». В другой своей книге М. Элиаде поясня­ет: «Сотериологический (греч. и лат. soter спаситель, избавитель) — спасательный, исцеляющий». Таким образом, сотер — понятие по смыслу архетипическое, занимающее существенное мес­то в мифологиях почти всех культур.

Основной ряд понятий, интерпре­тирующих ключевое «спаситель», включает в себя «целителя», «исце­лителя», «избавителя», «освободителя». При этом этом диапазон «объектов» спасения широк: от физических до духовных сущностей. Термин «сотеринг», соответственно, подчеркивает суть процесса работы лидера над собой: это — процесс самоспасения, самопомощи, самовостановления, лежащий в основе помощи другим и «избавления» своей организации от внешних и внутренних опасностей.

Методологическим основанием сотеринга является система методологических принципов, которые стали базисом ордерного под­хода к изучению организационной культуры. Постмодернистская психотерапия может пониматься как центрированная на культурно-этической задаче и, следовательно, является адекватной базой для развития ордерной технологии менеджерской терапии. Философский уровень методологии сотеринга представлен эссенциальным постмодернизмом П. Козловски, в рамках которого выделе­ны следующие постмодерные принципы менеджерской терапии: 1) учет и обогащение культурного контекста взаимодействия с клиентом терапии; 2) ориентация на взаимосвязь и взаимопроникновение науки, экономики, искусства и религии; 3) поиск смысла и его символизация; 4) творческая забота о себе; 5) выстраивание этических оснований жизни и деятельности. Другой значимой теоретической основой развития сотеринга является концепция «заботы о себе» М. Фуко. Базовым психологическим подходом, на который опираются мно­гие решения в сотеринге, является аналитическая психология К.-Г. Юнга. Для осмысления элементов модели сотериологического круга используется широкий круг исследований в области психологии внимания, психологии воли, психологии веры, психологии времени и психологии власти, а также работы, связанные с философскими и психологическими аспектами видения. Важное место занимают в сотеринге психологические проблемы лидерства, для обсуждения которых используются некоторые идеи акмеологии и психологии развития. Уровень конкретных методик работы с проблемными состояния­ми представлен широким спектром психотехник из различных терапевтических практик. Среди них позитивная психотерапия Н. Пезешкиана, нейролингвистическое программирование, эриксоновский гипноз, телесно ориентированная терапия и др. Базовым инструмен­тарием является психосинтетический (Е Ассаджиоли).

Для работы со временем помимо психологических техник при­меняются также «рациональные» системы (тайм-менеджмент). Сотеринг свободно обращается к психотехникам и объяснитель­ным моделям из различных культурных и духовно-религиозных прак­тик, к материалам художественной культуры и искусства. Собственные методы сотеринга формируются на базе синтеза различных подходов и исходя из специфики стоящей задачи, а так­же особенностей личности или группы. Сотеринг выполняется в режимах индивидуального и группового тренингов, в основе которых лежит собственная теоретическая модель сотериологического круга.

Сотеринг — от греч. soter (спаситель) — это ордерная технология менеджерской терапии, являющаяся хорошо структурированным процессом самовосстановления и самоподдержания психологической формы менеджером. В этом плане сотеринг является своего рода процессом самоспасения менеджера, выражающегося в восстановлении либо обретении личностью внутреннего порядка.

Внутренний, или психологический, порядок личности лидера представляется моделью сотериологического круга. Эмпирическим путем в ходе многолетней психотерапевтической работы с менеджерами были выделены шесть «критических точек» в психологической структуре деятельности руководителя: внимание, воля, вера, видение, время, власть. Обнаружена отчетливая связь между ними, которая позволила «замкнуть» эти психологические элементы в кольцо и, разместив в центре седьмой элемент в виде субличности «внутреннего сотера», получить модель сотериологического круга. Эта модель отражает в самом общем виде структуру внутреннего порядка личности руководителя и является структурно-процессуальной последовательностью этапов (технологией) работы лидера над собой (иначе: последовательностью шагов по самоспасению). «Внутренний сотер» курирует состояние шести элементов, определяющих качество и уровень психологической формы руководителя. Целью сотериологической терапевтической практики является формирование и развитие субличности «внутреннего сотера», при помощи которой осуществляется самоконтроль и самокоррекция психологической формы.

«Внутренний сотер» функционирует по принципу детской игрушки, известной под названием «неваляшки»: каким бы по силе и направленности не оказалось внешнее воздействие наличность, «внутренний сотер» автоматически восстанавливает «исходное состояние», внутренний баланс. Он восстанавливает субъекта в своих правах, помогает «спасаться» независимо от сознания (примером действия такого рода автоматизма может служить рассказ X. Линдемана о 6-месячном самопрограммировании, которое позволяет вне зависимости от состояния сознания мобилизоваться физически и психологически и выживать в условиях «кораблекрушения»). Такая способность заложена в бессознательной части пси­хики любого человека и соотносится нами с героическим архетипическим комплексом. Ухудшение психологической формы лидера начинается с расстройства функций внимания и выражается в трудности его концентрации, переключения, распределения и т. д. Вслед за этим ослабевает воля.

Симптоматика выражается в ослаблении мотивации, нежелании делать то, на чем человек не может сфокусироваться. Тут же возникают сомнения в возможности получить результат, в целесообразности усилий. С утратой и уверенности и веры исчезает видение и, следовательно, «образ достижения» (К. Прибрам), программирующий наше поведение. Человек, не видящий цель и путь к ней, не ставящий целей или ставящий их случайным образом, перестает структурировать время, управлять им и собой. Следовательно, цели ставят другие. В резуль­тате возникает ситуация потери контроля над собой, деятельнос­тью и другими людьми, потеря влияния на других как важного ас­пекта организационной власти. Неспособность далее осуществлять власть над другими (как следствие неспособности осуществлять власть над самим собой) есть «гибель» властителя (правителя, управленца, лидера), чреватая гибелью той общности, во главе которой он стоит. Здесь важно еще раз подчеркнуть, что речь идет о лидерском типе власти.

Переход от «гибели» к «спасению» осуществляется по программе, в основе которой лежит алгоритм сотериологического круга: работа над собой похожа на настройку музыкального инструмента — сначала выполняется «спасение» внимания (переход от рассеянности к сосредоточенности и др.), затем производится регулировка воли, далее — веры и видения, после чего настраивается способность управлять временем и восстанавливается способность к выполнению властной функции.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.