Любая мать, имеющая более одного ребенка, хорошo знает, что нет двух совершенно одинаковых детей. Даже однояйцевым близнецам свойственны различия в темпераменте. Признание конституциональных различий не исключает того, что человек овладевает большинством шаблонов поведения в ассоциации с другими людьми. Многие навыки, могут быть воспитаны тренировкой, но нельзя сделать балерину из девушки, не обладающей соответствующим телосложением и способностями.
Шелдон на материале многолетнего наблюдения 200 человек выделил три полярных типа темперамента. Висцеротоники — это тип индивидов, для которых характерна общая расслабленность, любовь к комфорту и обжорству; добродушные с замедленной реакцией, практичные во взглядах, они становятся беспокойными, оказавшись в изоляции. Соматотоники – это люди с преобладанием мускульной деятельности; они сильны, выносливы, предпочитают деятельную, энергичную жизнь. Наконец, церебротоники: они сдержанны и скрытны, избегают веселого общения, подавляют свои соматические и висцеральные экспрессии; в критических ситуациях плохо контролируют свой голос (имеют сходство с уже описанными нами ранее интравертами).
С учетом совместного влияния на психическое здоровье средовых (микросоциальных) факторов и конституциональных особенностей личности становится понятным факт, что даже в благополучном обществе есть такие неблагоприятные воздействия людей друг на друга, которые приводят к формированию пограничных нервно-психических расстройств. И в здоровых производственных коллективах могут существовать тончайшие и сложнейшие отношения между отдельными группами, а особенно внутри этих микрогрупп, которые отнюдь не способствуют укреплению психического здоровья его членов. Бывает иногда полная несовместимость отдельных личностей с «организмом» группы: при появлении одного такого субъекта коллектив, начинает «лихорадить», возникает атмосфера нервозности, неприязни и раздражения, резко падает производительность труда. И наоборот, иногда появление нового лица преображает уклад производственного коллектива: создается обстановка тепла, дружелюбия, взаимной симпатии, в которой работается легко и дружно.
В исследовании зрелой личности важно изучение двух сторон: свойственного ей специфического природного начала и общественной, выступающей в неразрывном единстве с биологической. Среда (через семью, школу, производственный коллектив) приобщает личность к системе культурных ценностей, интеллектуальному и идеологическому потенциалам, типичным для данной социальной группы и класса. Это свидетельствует о возможности и необходимости управлять поведением личности, помочь ей занять место в коллективе, наиболее благоприятное для ее развития. В связи с теорией и практикой малых социальных групп, по мнению О.. В. Кербикова, возникает надежда, что в пограничной области, соединяющий, социологию и психиатрию, развернутся плодотворные изыскания.