Конформисты и нонконформисты

Конформное поведение имеет место там, где в случае расхождения во мнениях между группой и индивидом последний поддается, уступает групповому нажиму.Направленность поведения человека определяется взаимными уступками людей, зависящих друг от Друга и приспосабливающихся друг к другу. С нею связаны понятия конформности (соответствия признанному или требуемому стандарту) и нонконформности (полной независимости от мнения группы).

По одним, вопросам в группе может быть высокая  степень  конформности,  по  другим — низкая. Выделяют три концептуальные версии конформизма. Согласно первой из них он выражает собой способность человеческого сознании, проявляющуюся в уступчивости  внешнему  давлению; практически   это вариант приспособленчества- к окружающей среде. Далее, конформизм  есть  специфическая  ценностная  ориентация к господствующим стандартам. Наконец, есть точка  зрения, рассматривающая   конформизм как особую, лишенную личностного содержания структуру сознания индивида.

Человек включен в многообразные группы, оказывающие на него стойкое, внушающее воздействие. Либо это конформист, на каждом шагу оглядывающийся на  окружающих,  чтобы не сделать что-то, идущее вразрез с общественным мнением, подобострастный    соглашатель;    либо нонконформист, проявляющий творческое отношение к своим действиям,  непохожесть  на  окружающих  его  членов коллектива. Быть может, это негативист, систематически конфликтующий с микросоциальной группой (таковы реакции протеста, возникающие у подростка по отношению к родителем и представляющие собой способ утверждения собственной самостоятельности; эта форма негативизма вполне может соседствовать с конформизмом внутри уличной компании сверстников).

Склонность к конформизму была изучена Кратчфилдом, который установил, что конформисты обнаруживают менее развитый интеллект, чем независимые нонконформисты), для них свойственна бедность идей и негибкость мыслительных процессов. В сфере мотиваций и эмоциональных функций они обнаруживают меньшую способность владеть собой в напряженных и экстремальных условиях, а в сфере самосознания склонны к чувствам неполноценности и неудачи. В межличностных отношениях для них типична повышенная озабоченность чужим мнением: они внушаемы и более зависимы от других. Личностные установки и ценности конформиста тяготеют к морализированию; отсюда нетерпимость к любым отклонениям «от нормы».

В обыденной ситуации конформность, как правило, выше: здесь он работает как социальный механизм. Податливость групповому мнению в младших возрастах выше, чем в старших, а у девочек в среднем па 10 % выше, чем у мальчиков. Конформная реакция представляет собой весьма устойчивое психологическое состояние, от которого трудно освободиться даже при большом желании. В зависимости от ситуации один и тот же человек может вести себя по-разному: пли демонстрировать самостоятельность и независимость суждений, или же слепо следовать мнению группы. При конформизме действие первичной группы имеет решающее влияние на восприятие конформистом происходящего вокруг него: достаточно представить себе ситуацию «голого короля» из одноименной сказки X. Андерсена.

Социальный портрет конформиста характеризуется маской умеренности и благовоспитанности, отсутствием оригинальности и склонностью к подражанию. Многие из них с детства отличаются практической смекалкой, любят мастерить и не утруждают себя умственными занятиями (если и читают, то чаще всего «про, шпионов» и «про любовь», отвергая книги «без картинок»). Они не лентяи и охотно несут тяжелый груз по дорогам, проторенным другими: предпочитают шаблон личной инициативе, трудно меняют сложившиеся взгляды.

Простодушные, легкомысленные, недальновидные, без цели в жизни, они испытывают беспомощность в критических ситуациях, пасуют перед житейскими трудностями. Это искренние, покладистые, нередко слабовольные люди, проявляющие наклонности к хвастовству и браваде. Из-за некоторой примитивности не умеют отдыхать: после трудового дня лениво слоняются «без дела», отвергают культурные мероприятия (посещение театра, кинотеатра, библиотек и т. п.), охотно соглашаясь «сброситься на троих».

Для проявления своих творческих способностей личность должна сохранять относительную автономность и самостоятельность. Социальное регулирование поведением отдельных членов группы должно предусматривать воспитание активного члена общества. Социологи различают три варианта такого управления: передача готовых образцов, шаблонов поведения, которые перенимаются без каких-либо коррективов (таковы обычаи, передающиеся из поколения в поколение); привитие определенных принципов, предоставляющих человеку возможность выбора линии поведения в разнообразных ситуациях; выработка сложной программы (кодекса поведения), основанной на определенных мировоззренческих позициях.

В переживаниях современной личности преобладают  «социальное  отчуждение»,  конфликт, вытекающий «из несогласия индивида с господствующими нормами. «Это подтверждается и психиатрами: пациенты, с которыми имел дело основоположник психоанализа Зигмунд   Фрейд, страдали в основном от противоречий между усвоенными моральными нормами и своими инстинктивными влечениями.

Современные невротики, по свидетельству Э. Эриксона, больше страдают из-за неясности нормативных предписаний и ищут в психоанализе «убежище от разорванности существования, возврат к более патриархальным межиндивидуальным отношениям». Усиление процесса социализации и обилие разнородных впечатлений не ослабляет, а усиливает  тягу к  уходу во  внутренний  мир. Усложнение самосознания вызывает протест против покушения на индивидуальность: на нивелировку и стандарт жалуются, как правило, люди с тонкой душевной организацией, остро чувствующие свое отличие от окружающих; примитивная личность почти  никогда не сомневается в своих умственных способностях, легко уходя в благонамеренность и аккуратность.  

Часто опасность духовной безликости и стандартизации видят в массовом распространении одинаковых культурных знаний, стирании национальных особенностей, нивелировке процессов труда и т. п. Однако именно в современных условиях открываются широкие возможности для проявления своего «Я». Для реализации этих предпосылок следует смело выходить за передовые рубежи человеческой культуры, овладевать великими достижениями прошлого, воспитывать в себе способность к творческому мышлению.                

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.