Коллектив. Личность. Общение

В словаре социально-психологических понятий «Коллектив. Личность. Общение» представлены две статьи – «Коллек­тив» и «Коллективизм». Если «коллектив» определяется как «высшая стадия развития организованной общности людей», то «коллективизм» определяется как «моральный принцип взаимо­отношения людей…». Таким образом, социально-психологическое содержание организации трансформируется в содержание этическое. Или можно сказать, что социопсихологический порядок являет свою этическую сущность.

Характеризуя «коллективистическую ориентацию» культуры в контексте привычной дихотомии «индивидуализм-коллективизм», Дж. Брунер указывает на тот факт, что «коллективистическая ориентация» характерна для традиционных культур, в которых «субъективизм личности… не культивируется; наоборот поддерживается идея реальности, единства человека и мира».

Коллективизм, таким образом, является нормативом традиционных обществ, к числу которых принадлежит и Россия. Т.Г. Стефаненко так характеризует основные ценности коллективистической культуры: «следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Так, в племенных поселениях все ресурсы объединялись в общий фонд, и даже в обществах охотников, поощрявших инициативу и независимость, крупная добыча часто делилась между членами сообщества». Большое значение для развития социально-психологической теории коллектива и формирования понимания его сущности имеет работа А.С. Макаренко, как теоретическая, так и практическая. И по сегодняшний день его социально-психологическая технология формирования и изменения культуры социальной общности является эталонной. А.С. Макаренко писал: «…Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе…;

Первичным коллективом нужно называть такой коллек­тив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении». За счет чего может быть достигнуто такое всестороннее «объединение»? «…Я убежден, — пишет А.С. Макаренко, – что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

Г.М. Андреева указывает на то обстоятельство, что большин­ство исследователей основными признаками коллектива считают следующие: а) объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели;  б) наличие добровольного характера объединения (интересна в связи с этим позиция А.С. Макаренко: «Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива»); в) целостность коллектива, которая выражается в том, что кол­лектив выступает как определенная система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, структурой руководства и управления; г) наличие особой формы взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива. Этимология слова «коллектив» связана с латинским «собирательный» и как общеупотребительное понятие обозначает «совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами». Упрощая, можно сказать, что коллектив – это собрание людей на базе общей задачи (интерес, работа и т. д.).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.