Социопсихологический ордер – модель корпоративной культуры

С точки зрения ордерного подхода организационная культура является сложным социально-психологическим порядком (ордером). Используя различные способы структурирования социопси­хологического порядка, мы получаем набор различных его моде­лей, которые дополняют друг друга и позволяют сформировать исходное, базовое понимание его сущности и функционирования.

Каждая из моделей отражает определенную закономерность функционирования социопсихологического порядка, а различные комбинации этих моделей позволяют более глубоко представлять определенные аспекты этого порядка. Мы будем различать три основных типа моделей — теоретические модели, типологические модели и технологические модели.

Данное различие весьма условно, учитывая тот факт, что модель совмещает в себе обе способности: способность выполнять объяснительную, теоретическую функцию и способность выполнять функцию преобразовательную, технологическую. Исходными способами структурирования социопсихологического порядка организации и, соответственно, исходными его моделями являются: а) модель социально-психологического содержания и социально-психологического механизма культуры; б) модель системных уровней организационной (и организационно-культурной) системы.

Помимо этих двух основных моделей в число исходных моделей социопсихологического порядка входят дополнительные модели:
- модель двухаспектности социопсихологического порядка;
- системная модель оргкультурного порядка;
- модель базовых этических смыслов;
- комбинации основных и дополнительных моделей.

Рассмотрим более подробно вышеназванные способы структурирования социопсихологического порядка и соответствующие его модели. 1. Модель социально-психологического содержания и социально-психологического механизма культуры. Данная модель построена как логическая последовательность понятий, раскрывающих и интерпретирующих социально-психологическое содержание понятия «культура»: культура — социальное — взаимодействие — отношения — избирательная психологическая связь — потребности — восприятие (оценка и убеждение) — смысл. Взятая в динамическом аспекте, данная последовательность представляет собой работу социально-психологического механизма культуры в целом и организационной культуры в частности. «Опорной» в данной модели является триада понятий «культура – взаимодействие – смысл». Она интерпретируется следующим образом: культура возникает в результате взаимодействия. Взаимодействие детерминировано и регулируется смыслом. Изменение культуры есть изменение ее смысловой системы. Базовой подсистемой смысловой системы является подсистема этических смыслов (далее — система этических смыслов), имеющая сотериологическое измерение (то есть отвечающая за выживание человечества не только в биологическом смысле, но и в смысле духовном, творческом). Система базовых этических смыслов и направляет, и регулирует взаимодействие людей (в организации она регулирует управленческое взаимодействие). Таким образом, модель социально-психологического содержания культуры фиксирует не только социальную сущность культуры, но также сущность антропологическую и этическую.

2. Модель системных уровней организации и организационной культуры. В качестве моделеобразующего параметра изначально был выбран параметр взаимодействия. Взаимодействие, кроме того, есть важный социально-психологический феномен (и концепт). Значимыми видами управленческого взаимодействия (понимаемого и как взаимодействие между участниками совместной управленческой деятельности, и как взаимодействие менеджмента и персонала в процессе управления достижением организационных целей) являются: а) взаимодействие лидера с членами управленческой команды (лидерское взаимодействие); б) взаимодействие между членами управленческой команды; в) взаимодействие членов организации «по вертикали» и «по горизонтали» в процессе достижения поставленных целей (организационное взаимодействие). Системные уровни организационной культуры (как социопсихологического порядка) мы представляем как уровни управленческого взаимодействия.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.