Психологическая теория коллектива

Психологическая теория коллектива, как считает ряд исследо­вателей, явилась специфическим продолжением и решением про­блем развития группы.

Г.М. Андреева связывает это обстоятель­ство с двумя факторами: а) с существованием определенной традиции исследования коллектива в отечественной науке, обус­ловленной в советское время идеологией, б) с чисто научной спе­цификой развиваемого подхода. Что касается первого фактора (обусловленность идеологией тра­диции исследования коллектива), то Г.М. Андреева отмечает, что на формирование традиции повлияло суждение К. Маркса о том, что подлинная коллективность в основе своей имеет «свободный коллективный труд», а потому невозможна в условиях существова­ния классового антагонизма. Или другими словами, коллективность и коллективы — это атрибут и достояние лишь социалистического общества. И другое обстоятельство, которое оказало влияние на формирование отечественной традиции исследования кол­лектива, — это интенсивные исследования коллектива перио­да 20-30-х гг. XX столетия, которые способствовали не просто внедрению в массовый обиход слова «коллектив», но и появле­нию своего рода правила, по которому коллективом стали на­зывать практически любую группу. В отечествен­ной социальной психологии тем не менее коллектив понимался как высшая стадия развития группы. Что касается второго фактора (научное содержание специ­фики подхода к исследованию коллектива), то он обусловлен применением принципа деятельности к изучению психологичес­ких характеристик группы/коллектива и «предполагает как рас­смотрение уровней развития ее деятельности, так и роли этой совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования деятельностью всех групповых про­цессов».

Исходным для развития отече­ственной психологической теории коллектива понятием является понятие группы, которое, как пишет А.И. Донцов, появилось относи­тельно недавно — примерно во второй половине XVIIв. Первона­чально слово «группа» использовалось для обозначения нескольких «симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет жи­вописного, графического или скульптурного произведения», а позднее, «с середины XVIII века во Франции оно начинает упо­требляться для обозначения круга или собрания реальных людей». Только в XXв. происходит «психо­логическое “открытие” малой группы как особой реальности челове­ческих отношений», и это открытие сводимо к выводу, сделанному рядом исследователей-психологов в разных странах: «ситуация не­посредственного контакта существенно влияет на протекание психи­ческих процессов, результативность деятельности человека и сопро­вождается возникновением “надындивидуальных”, или собственно групповых психологических феноменов, свойственных некоторой совокупности лиц как целому».

В словаре социально-психологических понятий «Коллектив. Личность. Общение» представлены две статьи – «Коллек­тив» и «Коллективизм». Если «коллектив» определяется как. «выс­шая стадия развития организованной общности людей», то «коллективизм» определяется как «моральный принцип взаимо­отношения людей…». Таким образом, социально-психо­логическое содержание организации трансформируется в содержа­ние этическое. Или можно сказать, что социопсихологический порядок являет свою этическую сущность.

Характеризуя «коллективистическую ориентацию» культуры в контексте привычной дихотомии «индивидуализм-коллективизм», Дж. Брунер указывает натот факт, что «коллективистическая ори­ентация» характерна для традиционных культур, в которых «субъек­тивизм личности… не культивируется; наоборот поддерживается идея реальности, единства человека и мира». Коллективизм, таким образом, является нормативом традицион­ных обществ, к числу которых принадлежит и Россия.

Т.Г. Стефаненко так характеризует основные ценности коллективистической куль­туры: «следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Так, в племенных поселениях все ре­сурсы объединялись в общий фонд, и даже в обществах охотников, поощрявших инициативу и независимость, крупная добыча часто делилась между членами сообщества». Большое значение для развития социально-психологической тео­рии коллектива и формирования понимания его сущности имеет работа А.С. Макаренко, как теоретическая, так и практическая. И по сегодняшний день его социально-психологическая технология фор­мирования и изменения культуры социальной общности является эталонной. А.С. Макаренко писал: «…Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллекти­ве…; Первичным коллективом нужно называть такой коллек­тив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении». За счет чего может быть достигнуто такое всесторон­нее «объединение»? «…Я убежден, —пишет А.С. Макаренко, – что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

Г.М. Андреева указывает на то обстоятельство, что большин­ство исследователей основными признаками коллектива счита­ют следующие: а) объединение людей во имя достижения определенной, соци­ально одобряемой цели; б) наличие добровольного характера объединения (интересна в связи с этим позиция А.С. Макаренко: «Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчине­ния, как это вытекает из суверенитета коллектива»); в) целостность коллектива, которая выражается в том, что кол­лектив выступает как определенная система деятельности с прису­щей ей организацией, распределением функций, структурой руко­водства и управления; г) наличие особой формы взаимоотношений между членами кол­лектива, которая обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива. Этимология слова «коллектив» связана с латинским «собирательный» и как общеупотребительное понятие обозначает «совокупность людей, объединенных общей работой, общими инте­ресами». Упрощая, можно сказать, что коллектив – это собрание людей на базе общей задачи (интерес, работа и т. д.).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.