Фашистское государство как форма корпоративизма

Создание корпоративного государства имело место и в фашистских государствах, господствующий режим которых стремился добиться единения людей под знаменем национал-социалистической идеи. В частности, более умеренный итальянский фашизм был ориентирован на создание корпоративного государства на основе замещения прямого насилия как универсального средства регуляции механизмами социального компромисса и согласия. В Италии (Муссолини) в 30-е гг. XX в. были созданы иерархически построенные корпорации («синдикаты») в форме профсоюзов, в которые входили как работодатели (капитал), так и наемные работники (труд), имея «равные» права и обязанности. При этом считалось, что в рамках корпорации, контролирующей отдельную отрасль производственно-хозяйственной деятельности, исчезает антагонизм между капиталом и трудом, а работодатели и работники всегда придут к согласию, не теряя времени на конфликты и забастовки. Тем самым в каждой отрасли производства конкуренция сводится до минимума и в ней мобилизуется производственный потенциал в интересах всего общества.

Такая «гармония» интересов могла осуществиться только в тоталитарной (фашистской) системе, где господствовал принцип, что «отдельная личность вообще не может существовать, если целиком не подчиняется требованиям государства». Именно государство, а не закон «спроса и предложения», определяло развитие экономики, размер всех зарплат и доходов. В рамках государственного управления было создано специальное «Министерство корпораций» для регулирования экономики всей страны, создания нового (национал-социалистического) экономического порядка. Однако подобный корпоративный строй — «краеугольный камень фашистского государства» — был скорее идеей, чем реальным фактом. Создаваемая фашистская корпоративная система тоталитарного толка обеспечивала право государства вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность, жесткий контроль за рабочей силой, приоритет национальной мощи (милитаризм). Однако она никак не способствовала процветанию страны, повышению уровня жизни основной массе населения, становлению демократического социального порядка и гражданского общества. Естественно, что такого рода иерархия властно-управленческих отношений накладывала отпечаток на весь механизм корпоративного взаимодействия и делала его органической частью тоталитарных режимов. Таким образом, тоталитаризм, как одно из негативных следствий массовизации, превращает людей в дестратифицированную (бесклассовую) податливую псевдообщность — единый народ, — легко мобилизируемую господствующей элитой. Бюрократическое сверхорганизованное общество (фашизм, социализм, милитаризм и т.п.) создает систему контроля «сверху» над общественным и бытовым поведением людей, подкрепляя ее популизмом — инструментом заигрывания с толпой. При этом на роль вождей, которые всегда были психологами, инстинктивно понимающими ее душу, претендуют сами официальные правители: культ их личности доходит до обожествления (Муссолини, Гитлер, Сталин, Мао Цзедун, Пол Пот и т.п.). Фанатичная вера в него и оказываемые почести принимают гипертрофированный характер. Развращая массы своекорыстная элита получает прибыль в виде власти и возможности манипулировать псевдообщностью (единый народ, социально однородное общество), осуществляя свое господство с опорой на «очищенные» (концлагерь, ГУЛАГ, культурная революция и т.п.) народные массы. Власть диктует гражданам образ мыслей и действий: политическая машина и пропагандистско-идеологические конструкции, на-кладываясь на массовое сознание, формируют иллюзорные представления о смысле жизни, деформируют (вульгаризируют) жизненные ценности, создают нужные для себя социальные настроения. Однако и сама элита развращается массами, так как предпосылкой ее существования является неполноценная (извращенная) культура. При этом получается общий результат — деградация элиты и упадок общества, которые сопровождались столь же основательной дискредитацией негативной формы корпоративизма.

Акцентирование внимания на борьбе с инакомыслием, защитных механизмах против демократии и гражданского общества неизбежно делает авторитарно-тоталитарные общества закрытыми, с тенденциями к консерватизму, статичности, милитаризации, застою и в конечном счете стагнации и коллапсу подобного жизнеустройства. Наоборот, во второй половине XX в. либерально-демократический тип социальной регуляции практически повсеместно доказал свою наибольшую приемлемость и взращивал неокорпоративизм — позитивную форму корпоративизма.

Вторая волна «корпоративного государства» связана с социально-правовым государством, варианты которого получили развитие в демократических системах западно-американского мира. В это время взращивается социальное партнерство как качественно новый тип организационного оформления взаимодействия между государством и обществом, позволивший на разных уровнях легитимно выражать, защищать и согласовывать группы интересов путем добровольного заключения соответствующих соглашений (договоров). На его базе в последней трети XX в. возникает новая форма корпоративизма — неокорпоративизм — позитивного корпоративизма, опирающегося на систему ценностей социального партнерства. В этом аспекте корпоративизм затрагивает вопросы добровольного объединения: а) капитала, труда и государства; б) собственников, предпринимателей, наемного менеджмента и наемных работников с равной социальной ответственностью за принятые открытые (прозрачные) соглашения, заключенные договора и т.п. Проявления позитивного корпоративизма, корпоративных взаимодействий пересекаются (сосуществуют) с гражданским — неполитическим, негосударственным, локальным бытием — обществом. Гражданское общество является добровольной самоорганизацией «снизу», в которой местное и общественное самоуправление являются демократией малых пространств и играют равную государству роль. Его содержанием выступает существующая обыденная, повседневная жизнь людей и движение в сторону ценности «малого», когда связи социальных общностей, регионов выступают приоритетными. Гражданское общество является организацией «общественного мнения», которое обеспечивает контроль за деятельностью властно-управленческих структур «снизу», т.е. со стороны населения, живущего в конкретном регионе. Тем самым осуществлению власти как безоговорочного права бюрократии и принуждения ставится гражданский барьер, а открытость и доверие становятся обязательным фактором ее эффективного функционирования. Таким образом, реальное наличие гражданского общества обусловливает демократический характер системы и политики корпоративных отношений государства, капитала и труда. Подобная социальная ситуация меняет ориентиры корпоративных отношений и создает новую корпоративную логику взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов жизнедеятельности общества при сохранении своей самостоятельности и права на выражение и легитимную защиту функциональных групповых интересов. Генеральное направление социального партнерства — это уход в социальных отношениях из сферы классовых конфликтов. Без этого нельзя трансформировать социальный конфликт в организационный и погасить его в пределах регионов, отраслей производства, предприятий, социальных групп и т.п. Наличие взаимной заинтересованности ключевых сил общества выражается в «соглашательской идеологии» — консультации, соглашения, обязательства — в рамках рыночных отношений, отрицающей любые формы диктатуры (класса, партии, личности), но не ослабляя государства. В этом выражается факт, что в обществе плюралистической демократии деньги и власть уже не могут ни купить, ни заменить солидарность и общественное согласие, являющиеся фундаментом гражданского порядка и прогресса. В результате создается социальное государство («государство всеобщего благоденствия») как новый тип надклассовой государственности, выражающий интересы всех социальных страт и обеспечивающий достойные условия жизни всем гражданам, исключая социальное иждивенчество.

При использовании статьи гиперссылка на сайт обязательна!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.