Эмоциональные расстройства

Многие психологи и психиатры считают, что эмоциональные расстройства у детей в дошкольном периоде вызываются сочетанием трех взаимосвязанных неблагоприятных факторов: наследственной (генетической) и физической предрасположенностью, обстановкой в семье и напряженностью современной жизни. К числу последних влияний следует отнести роль телевизора в жизни ребенка, что даже привело к созданию образа «мальчика-телеэкранчика», подолгу сидящего, перед светящимся экраном и сосущего палец.

Телевизор как бы заменяет ребенку няньку: по данным американских исследователей, в З-летнем возрасте он просаживает у «волшебного ящика» по 5 ч в неделю (в 12 лет он будет сидеть еженедельно по 25 ч) — нередко гораздо больше, чем проводит в игре с родителями или сверстниками. «Многие из наших ребят глазами и ушами побывали всюду и почти нигде лично, с точки зрения собственного, пережитого ими самими опыта»,— констатирует доклад американской Объединенной комиссии по проблемам психического здоровья детей.

В раннем детстве, когда происходит созревание всего организма ребенка, создаются необходимые предпосылки для развития; без соответствующих условий и воспитательных влияний они могут остаться нереализованными. Уже в первые годы жизни малыша воспитание должно носить общественный характер, вне зависимости от того, растет он в семье или же в детском учреждении. Показано, что дети, посещающие ясли, более организованы, активны и самостоятельны: они более широко владеют бытовыми навыками, лучше едят и спят, чем их «домашние» одногодки.

Качественно новый этап в индивидуальном развитии ребенка наступает в 3-летнем возрасте: он; начинает вычленять себя из окружающего мира (от обозначения себя во втором или третьем лице переходит к освоению личного местоимения), что свидетельствует о формировании самосознания. «Кризис 3 лет» объясняется усиленной деятельностью всего организма, убыстренным развитием его психических и физических процессов, обостренной направленностью на внешний мир, который раскрывается перед ребенком во всей своей полноте. Это порождает массу вопросов, требующих обстоятельного и терпеливого объяснения (вспомним «почемучек» Корнея Чуковского в его книге «От 2 до 5»). Весьма заметными становятся капризность, упрямство, негативизм, которые могут стать основой для детских невротических реакций. Известный детский психиатр Г. К. Ушаков считает, что большинство психических болезней, берущих свое начало в раннем детстве, «впервые проявляются (манифестируют) именно в этот период».

Новая социальная ситуация для ребенка возникает в дошкольном периоде (от 4 до 7 лет): появляются элементарные обязанности и разнообразятся виды деятельности, среди которых наиболее характерными следует считать сюжетно-ролевые игры. Они содействуют прочным эмоциональным контактам со сверстниками, развитию познавательных процессов, умению держаться в различных ситуациях, формированию индивидуального своеобразия реагирования на происходящее вокруг.

С момента поступления в школу существенно расширяется количество малых социальных групп, в которых воспитывается и формируется личность: семья, школьная среда, клубы по интересам, спортивные секции и др. Успехи в учебе, положение в школьных коллективах, оказывая влияние на становление характера школьника, определяют его положение среди сверстников и взрослых. Появляется счастливая возможность увидеть себя со стороны глазами окружающих, сравнить себя с другими. Формируется разделение детской психики («я» и «другие»).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.